стволовые клетки в лечении малыша

О стволовых клетках многие из нас имеют весьма смутное представление. Для некоторых это одна из омолаживающих технологий, для других — дань моде или афера века. А между тем, во многих медицинских центрах их весьма успешно применяют в лечении ряда заболеваний, в том числе и у детей.

клетки

Популярностью стволовые клетки (СК) обязаны своей способности превращаться в клетки различных органов и тканей человека. Они могут делиться неограниченное количество раз и в зависимости от необходимости превращаться в клетки печени, сердечной мышцы, костной ткани и т.п. Когда это необходимо? Прежде всего, в тех случаях, когда ткани того или иного органа повреждены. Благодаря СК удается частично или полностью восстановить пораженный участок.

Где содержатся стволовые клетки
СК есть во всех органах и тканях человека. С возрастом их количество значительно уменьшается и активность снижается — с этим во многом и связано развитие массы серьезных заболеваний после 50 лет.
По сути, наиболее активные периоды СК можно разделить на два возраста — детство и юность.

Детство: эмбриональные ск
Клетки получают из эмбрионов первых дней жизни (6‑21 недели беременности). Они являются самыми сильными и способны принимать структуру любых клеток организма в кратчайшие сроки. Их использование неприемлемо как с точки зрения морали и этики, так и по соображениям биологической безопасности. Теоретически СК эмбриона могут стать причиной развития онкологических заболеваний.

Юность: ск пуповинной крови и плаценты
Их можно получить сразу же после рождения малыша на свет и использовать для лечения различных заболеваний, которые могут его коснуться. В центре особого внимания — СК пуповинной крови. Хотя, по мнению специалистов, особо любить их не за что. «Многие криобанки не разъясняют клиентам, что в пуповинной крови содержатся только гемопоэтические стволовые клетки, — рассказывает Юрий Хейфец. — Они могут пригодиться лишь в терапии заболеваний крови и органов кроветворения. Именно их используют для лечения лейкоза. А вот СК, которые выделяют из плаценты (мезенхимальные), — универсальны, они могут стать клеткой любой ткани и органа, но процедура их получения более трудоемкая и стоит чуть дороже».

Кому могут понадобиться СК
Специалисты в области клеточных технологий считают, что необходимо освободить будущих родителей от решения, нужно ли хранить СК плаценты или пуповинной крови. Не исключено, что ребенок в будущем серьезно заболеет, и тогда для восстановления пораженной ткани ему понадобятся донорские клетки. Особенно важно сделать стратегические запасы тем родителям, в роду которых были тяжелые системные заболевания, в частности диабет, ревматоидный полиартрит, язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки, случались прецеденты инфаркта миокарда или инсульта.

Как получить СК пуповинной крови или плаценты
Поскольку закон о клеточных технологиях до сих пор находится на доработке, криобанк не может заключить договор с роддомом — основы для этого нет. Договор заключается с будущими родителями, которые хотят сохранить СК для своего малыша. Сама женщина, ее родственник или представитель получают на руки стерильные контейнеры и инструкцию по сбору необходимого материала. Далее необходимо лично договорится с акушером или врачом о том, чтобы они положили кусочек плаценты и перелили немного пуповинной крови в пробирки. После этого материал доставляется в сумке-холодильнике в лабораторию в течение суток, где и будут выделены СК. Полученные клетки размножаются до определенного количества и замораживаются в жидком азоте. Пробирке с клетками присваивается индекс, который выдается родителям, — по нему при необходимости можно получить донорские СК.

У взрослого человека мезенхимальные стволовые клетки выделяют из костного мозга и жировой ткани. Они не столь активны, как плацентарные, но все же способны в ряде случаев помочь отреставрировать тот или иной орган. Эти СК могут использоваться либо для лечения самого человека, либо для помощи его родителям. Быть донором СК для своего ребенка ни мама, ни папа не может — их клетки для этого слишком старые. Именно поэтому важно, чтобы ребенок имел запас собственных донорских СК, который можно сделать сразу после его рождения.

Юрий Хейфец,
главный врач клиники «Новейшая медицина»:
«В России до сих пор нет закона, регламентирующего развитие клеточных технологий. В 2003 году соответствующий закон был принят, но просуществовал всего полгода, и его отправили на доработку. Те клиники, которые успели за это время получить разрешение, лицензии и сертификаты, до сих пор работают на их основании. Связано это с тем, что закон обратной силы не имеет, и никто не имеет право отобрать документы — выданы они были законно. Лицензии регулярно обновляются, а сами клиники и лаборатории проводят сертификацию по евростандарту. В других странах закон есть, другое дело, что по большей части он запрещает применение стволовых клеток в медицине. В исключительных случаях (когда они требуются для экстренного лечения малыша) о заборе пуповинной крови или кусочка плаценты можно договориться с медицинским учреждением через страховую компанию».

Как используют СК
Если малышу понадобится лечение с использованием клеточных технологий, СК размораживают и культивируют их до 200 млн, после чего вводят в вену маленького пациента. С током крови СК разносятся по всему организму. Там, где помощь не требуется, они откладываются в депо. Попав в ткань, которой требуется восстановление, СК после ряда изменений преобразуются в клетки пораженного органа. Курс лечения включает в себя 3–4 внутривенных введения с интервалами: между первым и вторым — 6 месяцев, вторым и третьим — год, третьим и четвертым — 1,5–2 года. В перерывах между ними малыша наблюдает его лечащий врач, который поставил диагноз. «Иногда родители, видя эффективность лечения, просят повторить введение СК, — дополняет Юрий Хейфец. — Но на данный момент сделать этого мы не можем. Нельзя не дать того, что необходимо, но «подсаживать на иглу» ребенка не стоит. С помощью донорских СК мы даем некий толчок, дальше клетки организма малыша должны делиться самостоятельно».

Эффективность лечения
До сих пор невозможно предсказать, как быстро и в какой мере проявят себя результаты лечения СК. Во многом это зависит от индивидуальных особенностей организма — у кого-то он может принять СК и начать с их помощью восстанавливать поврежденный орган, а у другого проигнорирует клетки и отложит их в депо. Бесследно клеточная терапия не проходит, но многие ожидают увидеть от нее гораздо больший эффект. Так, например, в случае с ДЦП минимальный результат — снятие агрессии, тревожного поведения, гиперреактивности; максимальный эффект — практически полное восстановление двигательных функций малыша. В лечении лейкоза у детей добиться полного выздоровления пока не удается, но полной ремиссии достичь можно. В плане лечения сердечно-сосудистых патологий СК хорошо справляются с восстановлением миокарда, но не могут «отремонтировать» клапанный аппарат сердца.