вторая натура

Один малыш чуть ли не до школы никак не расстанется с соской, другой — постоянно кусается и царапается, третий по любому поводу ноет… Увы, это список можно продолжать до бесконечности.

Не спешите ругать ребенка. Ведь делая замечания, стыдя, одергивая, наказывая, от негативной формы поведения не избавишь. Лучше разобраться, в чем причина ее возникновения. Возможно, окажется, что главную роль в этом сыграли вы сами…

Задержались в детстве
Рождаясь, в своих проявлениях ребенок руководствуется инстинктами, подобно маленькому зверьку. К трем годам малыш должен научиться вести себя как человеческое существо: владея телом, его потребностями, отправлениями, речью, навыками элементарного самообслуживания.
Однако порой родители сами создают условия для того, чтобы эти инстинкты в жизни ребенка «задержались». Но если поначалу они были даны как стимул для развития крохи, то с течением времени они начинают его тормозить: именно тогда окружающие начинают считать их «ненормальностью»…
Что же к ним относится?
✓ Сосание соски после 2,5–3 лет.
В норме дети безболезненно и окончательно расстаются с соской в 2–2,5 года.
«Окончательно» значит, что они не вспоминают и не просят ее ни когда собираются спать, ни когда ушиблись или расстроились, ни когда испугались. Но иногда в жизни ребенка возникают ситуации, тормозящие это расставание. Поскольку кроха еще слишком мал, а психика его развита недостаточно, то именно родители ответственны за то, чтобы этих факторов избежать или максимально их сгладить.
Малыш рождается с сосательным рефлексом. Имея в постоянном и неограниченном доступе мамину грудь, он удовлетворяет его естественным путем. Если грудь недоступна, на арену выходит соска — ее главная задача как раз и заключается в удовлетворении сосательного рефлекса у младенца. Понятно, что к 2 годам здоровый ребенок уже полностью переходит от пищи, которую сосут, к «человеческой» еде. В принципе, сосательный рефлекс должен быть удовлетворен намного раньше: к тому моменту, когда в жизнь крохи активно входит прикорм… Но сосание соски (или груди) выполняет для младенца еще несколько функций. Главные из них:
1. Стимулирование речевого аппарата, мышц челюсти, языка, губ. Действует примерно до 1–1,3 года, потом малыш должен начать активно грызть, жевать и болтать (хотя бы отдельными звуками и слогами): соска становится тормозом для всех этих важных процессов.
2. Способствование успокоению и релаксации. К сожалению, у некоторых эта функция остается до конца жизни. Вы наверняка видели взрослых, солидных людей, в минуту волнения хватающихся за сигарету, шоколадку или жвачку. А сколько карандашей, ручек, линеек, ластиков, уголков тетрадок и учебников бывает изгрызено школьниками и студентами во время контрольных или экзаменов! И все это — от оставшейся с младенчества привычки успокаивать себя посасыванием.
3. Атрибут укладывания и засыпания. Изъять ее из этого процесса поможет выработанный ритуал позитивного и спокойного отхода ко сну. Укладывать малыша надо в одно и то же время. И последний час бодрствования должен проходить каждый вечер одинаково — это и называется «ритуалом укладывания». Из него должны быть исключены:
• активные игры, возня с писком и визгом;
• просмотр телепередач (даже пассивный, когда ребенок вроде бы телевизор не смотрит, но крутится возле экрана);
• компьютерные игры;
• понукания, окрики, нотации, угрозы.
Если вы чувствуете, что у малыша к вечеру остается много нереализованной энергии, включите в свой режим спокойную прогулку перед сном, когда вы просто бродите по улице, рассказываете ему что-то интересное или беседуете о том, как прошел день
у вас обоих. Купание или теплый душ, чтение сказки, колыбельная также станут вам прекрасными союзниками. Дети дошкольного возраста легко подхватывают эмоциональный темпо-ритм маминого существования. Готовясь ко сну, успокойтесь и «замедлитесь» сами. Станьте мягкой, нежной, и убаюкать кроху будет гораздо легче!
✓ Нежелание самостоятельно себя обслуживать.
Когда малышу исполняется 14–16 месяцев, он начинает делать попытки повторять действия взрослых: натянуть на себя шапку, носки, штанишки. Конечно, попытки эти крайне неуклюжи. К тому же (вот беда!) чаще начинаются они с того, что доступнее: т.е. кроха не одевается, а раздевается, да еще и в самый неподходящий момент, когда мама и так опаздывает…
В результате порой случается так, что родители, которым некогда, предпочитают все делать сами. Инициатива крохи пресекается на корню. И скоро малыш понимает: зачем напрягаться, трудиться, учиться, когда мама сделает все за тебя… В год-два любой ребенок хочет делать все «как мама» и «сам». Если мама не поддерживает это желание, препятствует его реализации, из крохи и получается неумеха…
✓ Плохое владение телом.
К 2,5–3 годам ребенок должен научиться осознавать силу, вкладываемую в то или иное действие, что он хочет сделать: погладить или ударить, обнять или повалить, с какой силой ударить по мячу.
Конечно, все это ребенок может узнать только опытным путем, общаясь с другими детьми, взрослыми, животными. Мама же должна помочь ему, угадывая намерения малыша и помогая сориентироваться в том, что и как будет правильным и приятным. Когда годовасик на площадке бросается к девочке, с которой играл вчера, раскрыв объятия, вряд ли он хочет ее толкнуть. Нет, он собирается обнять и поцеловать. Но… не может рассчитать силу… задача мамы — извиниться перед нечаянно «обиженной». А малышу показать, взяв его ручку, как мягко и нежно здороваться.

Важно! Дети до 3 лет хорошо чувствуют намерения сверстников и обычно не обижаются на тех, кто сделал что-то «неправильное» без злого умысла. Зато поднимают рев, почувствовав агрессию. После 4 лет с помощью крика они могут манипулировать взрослыми — в этой ситуации придется разбираться, кто прав, а кто виноват.

Отсутствие стабильности
Для нормального развития детям важна последовательность, предсказуемость действий заботящихся о них взрослых и жизни семьи. Чтобы чувствовать себя в безопасности (а это главное условие нормального роста и развития), у малыша должно быть собственное физическое и психологическое пространство. Постоянное место жительства семьи, своя комната или уголок, кроватка, место за столом, своя посуда, столовые приборы, свои игрушки, одежда, четкий ритм или режим дня — все это создает для крохи привычную среду обитания. А психологическую стабильность обеспечивают предсказуемые реакции взрослых на те или иные поступки ребенка. Когда эту предсказуемость и постоянство не обеспечивают взрослые, малыш начинает создавать себе своеобразные «точки возврата» и «островки стабильности» сам, провоцируя родителей на повторение привычной реакции. При этом малышу стабильность и повторяемость действия важнее того, носит оно позитивный (одобрение, поощрение, ласка) или негативный (наказание, окрик, ругань) характер. Ребенку проще вынести негативную реакцию, чем пребывать в неизвестности. Пусть лучше мама ругается, чем бросит его в новом месте: и малыш устраивает скандал при входе в студию или детский сад, ни в какую не соглашается выполнять неизвестное задание, не желает идти на новую площадку на улице и т.д.
Очень часто достаточно нескольких минут у мамы на руках и возможности просто понаблюдать за происходящим из-под ее «защиты», чтобы кроха успокоился, освоился и отправился в эту «неизвестность», уверенный в себе и своих силах…
Кстати, подобной же «неизвестностью» для многих малышей является и… засыпание. Ведь, во-первых, они должны выпустить маму из вида, во-вторых — отправиться в таинственный мир снов, где происходит что-то, не поддающееся их контролю.
Отсутствие стабильности и предсказуемости — верный залог формирования невротических симптомов в психике малыша. Это болезненная застенчивость, пугливость, навязчивые страхи, психосоматические заболевания, непроизвольные движения, энурез, постоянная необходимость что-то жевать, сосать, крутить в руках.

Важно!
Дети лет до пяти практически не умеют делать «что-то специально назло»: их мозг еще не способен выстроить необходимую для «доведения» логическую цепочку. Они преследуют свои цели, не умея ни объяснить их толком «непонятливым» взрослым, ни учесть возможные последствия. Они живут, не задумываясь, как говорится, «в потоке Бытия»…

Неуклюжее взросление
Время от времени даже самые послушные ангелочки становятся неуправляемыми капризулями и упрямцами. Не оттого, что «нахватались дурного» или решили «довести до белого каления» родителей. Сегодня темпы и сроки развития всех психических функций малышей очень индивидуальны и зависят от множества факторов, поэтому четких сроков возрастных кризисов нет. У одних кризис взросления приходится на год-полтора, у других — на два, у третьих — ближе к трем, а четвертые дозревают до отстаивания себя только к школе… Поэтому родителям приходится быть начеку и определять наступление этого самого кризиса не по календарю, а по поведению малыша: главным образом как раз для различения, где дурной характер, а где — неуклюжая попытка взросления.
Ведь кризис — как бы труден он ни был для взрослых — для малыша огромный шаг вперед. Поэтому родителям надо не бояться его, а радоваться за своего ребенка, конечно, если они хотят вырастить его полноценной личностью, а не безвольной тряпкой…
К тому же ребенок обычно сам бывает сбит с толку всем, что с ним происходит. Он, может, и понимает, что маме не нравится его поведение, но поделать ничего не может: в этом и заключается суть негативизма — отличительной черты кризиса. Малыш твердит нет не потому, что ему что-то не нравится, а просто, чтобы научиться отстаивать себя.

Совет! Маме нужно научиться верить себе, слышать свое тело, понимать свои желания, удовлетворять их, а не считать их проявлением эгоизма. Необходимо разделить свою жизнь и потребности малыша. Если вы искренне верите, что бесконечная уборка, приготовление еды, часовые прогулки
с малышом — все, что вам нужно, срочно меняйте свои приоритеты.

Невозможность доверия
Еще в то время, когда ребеночек находится в мамином животике, между ними возникает тесная связь. Мама понимает малыша на уровне интуиции, чувствует, как он реагирует на события внешней жизни, ее эмоции, еду, которую она ест, музыку, которую слушает…
После рождения эта связь только укрепляется. Она помогает маме знать, когда малыш проголодался, устал, хочет ли он спать или играть, холодно ему или одиноко… Эта связь помогает маме удовлетворять все потребности крохи, создавая для его роста и развития атмосферу так называемого базового доверия. Но бывает так, что мама не доверяет ни себе, ни своей интуиции, ни малышу. Между ними словно стена непонимания. Мама делает то, что «надо», что предписано некими авторитетными для нее источниками как «полезное» и «правильное» для ребенка, не чувствуя, надо ему это на самом деле или нет. Когда кроха становится старше и может начать проявлять свою волю, ему очень сложно доверять такой маме. Он, конечно, может беспрекословно слушаться, но это другое…
Если мама своим поведением (!) не научила ребенка доверять ей, вверять себя ее заботе, в нем до момента окончательного взросления будет жить ощущение, что она заботится вовсе не о нем, а о каких-то иных вещах. «Если не наденешь шапку и варежки — замерзнешь», — говорит мама. А малыш ей не верит… Именно эта невозможность доверять маминой заботе заставляет малыша НЕ надевать варежки или шапку, пока не замерзнет, не верить, что предлагаемое блюдо — вкусное, что лечение — для его блага и пользы и т.д.
Восстановить доверие непросто. Начинать здесь маме надо не с ребенка, а с себя.